Адаптация цвета или каким мы его хотим видеть?

Процесс адаптации — это сугубо субъективный физиологический процесс, протекающий в организме человека на подсознательном уровне и направленный на наилучшее, с точки зрения подсознания, восприятие рассматриваемой человеком сцены

Существует много видов адаптации: хроматическая, яркостная и пр.

Цвет (а вернее, цветовые ощущения, возникающие у человека) рассматриваемого объекта, вообще говоря, зависит от условий его освещения. Но если взять какой-либо хорошо известный объект, например, лист белой бумаги, то он будет выглядеть белым и при дневном освещении, и при освещении лампой накаливания. Произойдет процесс адаптации. Это лишь один из возможных примеров.

Интересным представляется вопрос адаптации с точки зрения полиграфистов, возникающий при сравнении тиражного оттиска с цветопробой. Здесь есть много подводных камней, о которых мы поведаем вам в этой статье. От того, как пройдет процесс адаптации, будет зависеть вывод — соответствует ли печатный оттиск цветопробе. Как уже было отмечено выше, адаптация проходит на подсознательном уровне, и человек не может непосредственно самому себе отдать приказ: «Так, ну-ка проведем адаптацию». Это сделать невозможно, но подготовить условия для правильного цветовосприятия не только возможно, но и необходимо.

Допустим, в типографии был напечатан пробный оттиск, и вас приглашают придти и утвердить его. В данной ситуации задачи, стоящие перед типографией и перед вами, совершенно различные. В типографии хотят как можно быстрее и дешевле выполнить ваш заказ, а вы, как заказчик, хотите получить максимум возможного за свои деньги. Предположим, что пробный оттиск был выполнен не совсем корректно, а представитель типографии хочет убедить вас в обратном. Для этого у него существует много возможностей, одна из которых заключается в «сбитии» вашей адаптации, что бы не дать возможность корректно сравнивать цвета.

Такой процесс сбития адаптации можно разделить на несколько этапов:

one Игра на человеческих пороках. «Гордыня»

Строго говоря, данный этап нельзя непосредственно отнести к процессу адаптации, но тем не менее с этого обычно все начинается.

Вас приглашают в красивый офис, предлагают сесть за стол и приносят печатный оттиск.

А на ваш вопрос:

«А где же цветопроба?»

Отвечают:

«Вы знаете, она случайно осталась на печатной машине, но зачем вам она? Ведь вы же автор такого прекрасного издания, и неужели вы не помните то, что сами задумали?»

И если вы ответите, что прекрасно все помните и цветопроба вам не нужна, то все. Вы попались в ловушку. Ничего вы не помните! В голове у вас только общая картина и некоторые характерные цвета:

  • цвет логотипа вашей фирмы
  • цвет неба
  • травы
  • асфальта
  • человеческой кожи и т.п.

Но сотрудники препресса типографии и печатники прекрасно осведомлены об этом. И уж поверьте, они приложат максимум усилий, чтобы попытаться корректно воспроизвести такие цвета.

«А остальные?»

«А что остальные?»

А как получится. Ваша задача не попасться на эту удочку и потребовать цветопробу.

two Освещение

Правильное освещение является ключевым фактором для правильного цветовосприятия.

Нельзя проводить сравнение, находясь в помещении, освещенном лампами дневного света, имеющими неизвестно какой спектральный состав излучаемого света, или под лампами накаливания. В этом случае велика вероятность того, что, подписав пробный оттиск, вы придете в изумление, рассматривая полученный вами тираж при дневном свете. Настолько велика может быть разница. Поэтому необходимо добиться проведения сравнения при нормализованном освещении по стандарту D50 (только один из четырех Стандартных Источников света, которые представляют различные стадии естественного дневного света, как определено группой, которая устанавливает международные цветные стандарты — Международная комиссия по освещению CIE (Commission Internationale de L’Eclairage, или International Commission on Illumination), соответствующему дневному освещению, на который ориентируется полиграфия. Кроме того, предполагается, что сам процесс создания дизайна и характеризации мониторов проходил в условиях нормализованного освещения. В противном случае добиться адекватного результата будет очень сложно.

three Посторонние предметы

Цвет некоторой области изображения зависит от цвета окружающих его элементов.

Ярко-красная плашка, например, в окружении синих элементов будет выглядеть иначе чем в окружении зеленых элементов.

Это нужно иметь в виду, если при рассмотрении пробного оттиска на столе рядом с ним находятся посторонние предметы, такие, как книги в ярких обложках, иллюстрированные журналы и пр. Для корректного сравнения необходимо убрать все посторонние предметы, попадающие в поле зрения. Сама поверхность стола должна быть по возможности серой.

После того как выполнены оговоренные выше условия, остается еще одна проблема: из печатного цеха принесли оттиск формата печатной машины, содержащий спуск полос вашего издания и разнообразные контрольные шкалы по его краям. Поскольку в поле вашего зрения попадут разнообразные элементы листа, адаптация будет проведена с учетом их цвета. Это неправильно. Оттиск с цветопробой необходимо сравнивать по каждой полосе отдельно. Для этого сравниваемую вами полосу надо вырезать ножницами, а все остальное убрать со стола.

Кстати, хочется заметить, что в правильно подготовленном издании недопустимо на развороте помещать изображения на левой и правой половине. Если изображение находится, допустим, на правой полосе, то левая полоса разворота должна содержать только текст. Конечно, хорошо, чтобы и текста не было, но этого не делается по экономическим соображениям. 

four Фактор времени

Количество воспринимаемых человеком оттенков цвета сильно зависит от времени рассматривания изображения.

Чем дольше вы вглядываетесь в изображение, тем больше оттенков цвета и деталей изображения можно различить. Конечно, до какого-то определенного предела. Если вглядываться в изображение в течение часа, можно будет вообще ничего не увидеть. Адаптация занимает примерно 5-10 минут, и этого вполне достаточно.

five Физиология и психология

Помимо условий просмотра на цветовосприятие влияет состояние вашего организма, простудные заболевания, давление и т.п.

Если вы вбежали в комнату для просмотра, запыхавшись (поднимаясь на пятый этаж), и, не сняв пальто и шапки, кинулись рассматривать оттиск, то ничего хорошего из этого не получится.

Надо в течение нескольких минут дать себе отдохнуть, выпить чашечку чая (наверняка, вам, как дорогому заказчику, его предложат), расслабиться, немного пообщаться с сотрудниками и, придя в хорошее настроение, можно приступать к делу.

six Отвлекающие факторы

Так уж устроен человек, что он не может заниматься двумя делами одновременно. Точнее сказать, конечно, может, но ни одним из них толком. Поэтому, если во время просмотра вас пытаются отвлечь, сознательно или бессознательно, посторонними разговорами, то надо вежливо и тактично отказаться от любых разговоров и сосредоточиться на изображении. Кроме того, очень часто с вами будет вести разговоры симпатичная девушка-менеджер в мини-юбке и с глубоким декольте. Понятно, что если ваш взгляд будет метаться между различными объектами, да еще при этом будут вестись какие-то отвлекающие разговоры, то ни о какой правильной адаптации и речи быть не может. Вы просто не сумеете ничего увидеть (имеется в виду, конечно, печатный оттиск).

В заключение хотелось бы отметить, что получить абсолютно точную копию какого бы то ни было объекта невозможно в принципе

В полной мере это касается и процесса репродуцирования изображений. Кроме того, устройства, используемые в самом процессе (монитор, сканер, устройство цветопробы, печатная машина) имеют различные так называемые цветовые охваты, и при проведении преобразования из одного охвата в другой происходит компрессия, неизбежно влекущая за собой искажения цвета. Это необходимо учитывать и не предъявлять завышенных требований к типографии. Перед ней и так стоит очень трудная задача — попасть в узкий коридор цвета, задаваемый цветопробой.